Модельер Мавлюда Хамраева о детстве, карьере и современной моде в Таджикистане

Модельер Мавлюда Хамраева о детстве, карьере и современной моде в Таджикистане

Бывает, не человек выбирает профессию, а профессия человека. Кажется, именно так вышло в жизни Мавлюды Хамраевой – модельера-дизайнера и хозяйки Дома моды «M.Stile» в Душанбе. Получив образование экономиста и поработав в разное время парикмахером, визажистом, уборщицей, пекарем, она в итоге стала одной из основоположниц современной моды в Таджикистане.

О детстве и юности

Я росла с мамой и бабушкой, отец учился в Москве и защищал диссертацию по лазерным технологиям. Впоследствии он стал первым и единственным кандидатом наук в этой области на территории Средней Азии, а в Таджикистане был основоположником многих нововведений в своей профессиональной области. Папа всегда воспитывал дух первенства и новаторства в нас с братом – это очень повлияло на мой характер.

Мама была искусной мастерицей – шила и занималась вышивкой сюзани на заказ. К ней часто обращались невесты за украшением свадебных платьев. Многие мамины работы были куплены для театра и музеев. Моя бабуля была модницей в свое время и, как бы сейчас сказали, «иконой стиля», она замечательно шила, вышивала, ткала и обшивала всю семью. Тетушки мои тоже занимались ремесленничеством, тем самым с детства прививая мне любовь к народному творчеству. Например, старшая тетя ткала ковры, сама делала нитки и вязала. Еще одна была закройщицей и заведующей ателье.

Мой дедушка – бабулин брат – работал дирижером Русского драматического театра им. А.С.Пушкина, и мне доводилось бывать на сцене с самого младенчества. Я посещала святую святых – костюмерную мастерскую театра, и была просто заворожена этой красотой!

Думаю, мой вкус и тяга к моделированию – именно из детства. Шить я научилась в четыре года, а вязать – в шесть лет. При осознании себя самой как личности я стала выбирать только ту одежду, которая нравилась мне. В то время в Таджикистане выбор был небольшой, и отец, зная мой характер, заказывал мне наряды из-за рубежа. Потом я начала перешивать платья своих двоюродных сестер по своему вкусу и показывала их на костюмированных шоу в кругу родных.

Творчество жило во мне с малых лет: я участвовала в школьной самодеятельности, посещала театральный кружок, была солисткой в вокально-инструментальной группе «Ураган», окончила класс скрипки и даже была победителем республиканского конкурса юных музыкантов.

После окончания школы встал вопрос, куда идти учиться дальше. В Таджикистане не было возможности учиться на модельера. Я хотела уехать в Латвию и поступить в Высшую школу моделирования и конструирования одежды, но в то суровое время этот путь для незамужней девушки был закрыт.

Мой отец всегда мечтал видеть меня медиком, и я согласилась против своей воли поступить в медицинский институт. Прекрасно сдала химию и биологию, а с сочинением произошел конфуз, что снизило мои шансы поступить на лечфак. Мне предложили другой факультет, но меня это совершенно не устроило, и со слезами на глазах я уехала в Сочи поправлять свое моральное здоровье. Там я познакомилась с людьми, которые занимались коммерцией – меня это вдохновило! Я подумала, что это именно тот путь, который даст свободу в будущем и поможет в достижении целей.

Так я оказалась на кафедре Автоматизированных систем обработки экономической информации ТГУ. Год работала и готовилась к поступлению. В итоге поступила сразу на три экономических специальности: финансы и кредит – очно, экономика труда – вечерний, АСОЭИ – заочно. Так и училась полгода до начала войны. Потом замужество заставило поменять профессию: я уехала в Худжанд, где пришлось перевестись на бухучет, так как другого варианта русского обучения не было.

Институт закончила с красным дипломом. У меня были волшебные перспективы уехать за рубеж – в Вену – для работы и дальнейшего обучения. Но я чувствовала, что это не мое. Стажировка в отделе учета аэропорта Худжанда и в Госстатагентстве в 1996 году показались рутиной, это был не мой мир.

О начале карьеры модельера

Перестройка и последующий кризис дали мне возможность занять свое место под солнцем. Казалось, сама жизнь дает мне выбор: я попробовала себя в качестве парикмахера, визажиста, повара, уборщицы, пекаря. Когда родились мои дочь и сын, я стала шить для них одежду.

После войны моды в Таджикистане как таковой уже не было. Лишь у элиты остались навыки одеваться со вкусом – именно они поддерживали общественную тягу к нормальной цивилизованной одежде. Тогда у меня появилась идея делать детскую одежду с эксклюзивным подходом, чтобы она прививала малышам вкус и любовь к нашим традициям.

В 1998, 2000 и 2001 годах по собственной инициативе я провела три грандиозных показа: самостоятельно в Душанбе, а в Худжанде – совместно с Дилором Курбановой. После этого мне стали поступать заказы на сценические костюмы от звезд таджикской эстрады. В разное время я сотрудничала с Манижой Давлатовой, Шабнами Сурайе, Фарзонаи Хуршед, Зикриоллох Хакимовым, Садриддином Начмиддином, Самадом Гани, Парвиной Шукруллаевой, группами «Авеста» и «Шамс» и многими другими.

Но самым любимым и вдохновляющим занятием для меня стала организация своего бизнеса, где пригодились все навыки, полученные в жизни. Мой звездный час пробил в 1998 году. Я собрала кучу денег, купила две квартиры друг над другом и создала там свою сказку – Дом моды «M.Stile». В нем располагались кафе-ресторан, салон красоты, ателье, зал для продажи тканей и моей одежды. С этих пор всех своих клиентов я принимала здесь, в моей мастерской.

В 2001 году мне поступило предложение участвовать в фестивале «Аржанг», где я познакомилась со своими будущими учителями, наставниками и друзьями по творчеству: Джамшедом Халиковым, Носиром Саидовым, Анваром Хакимовым, Тамарой Мировой, Ларисой Додхудоевой, Марой Ашрафи, Гузаль Малиновой. Они очень поддерживали меня и дали огромную базу знаний, которая позволила мне стать более профессиональной. Я очень благодарна этим людям!

Также я работала с талантливым режиссером кино и телевидения Носиром Саидовым. С Рустамом Шохазимовым мы сделали много совместных проектов. У меня была насыщенная и интересная творческая жизнь: множество показов, съемок и заказов!

О собственном стиле

Я бываю разная, это зависит от моего настроения. Но в основном я консервативная и классическая дама. Спорт мне тоже близок. Особенно нравится совмещение классического и спортивного стиля – это мое, родное, мне в этом комфортно.

Я люблю шить одежду «носибельную», а также вечернюю – там есть простор для фантазии. Но моя особенная любовь – одежда в стиле фолк. Этот стиль в Таджикистане впервые был применен дизайнером Гульбахор Махкамовой из Дома моды «Бону». Именно ее одежда послужила мне вдохновением для проведения эксперимента: попытаться соединить европейскую моду с фолк-мотивами. В итоге получился авторский стиль Мавлюды Хамраевой, который впоследствии прижился в народе, всегда привлекал клиентов – любителей эксклюзива, и стал хитом многих коллекций нынешних дизайнеров.

Эксперименты с фолк-направлением всегда давали мне массу идей. Главная цель была –сделать национальную современную одежду популярной среди молодежи, чтоб не забывались наше прошлое, наши традиции, наша неповторимость. В этом я преуспела!

Конечно, слишком национализировать костюм – это too much. Чувство меры нужно во всем, иначе это приведет к антипопулярности. Поэтому я радуюсь, когда вижу новшества в фольклорном стиле: новые вышивки и рисунки, новые методы ручной работы.

Об индустрии моды в современном Таджикистане

Раньше в Таджикистане была своя особенная мода и развивалась она очень мощно. Мне вспоминается Дом моды «Бону»: там работали историки моды, дизайнеры, культуроведы, художники, — это был апогей таджикской моды! После войны все опустело, рынок текстиля стал беспорядочным, образовался вакуум в модной сфере.

Поэтому современный Таджикистан еще очень отстает в плане развития моды от остального мира. К сожалению, лишь единицы наших дизайнеров достойны звания «художник», так как лень и интернет купируют их самобытность. А я считаю, художник-дизайнер обязан быть самобытным! Быть как все – это неправильно: если нет изюминки, то нет и художника.

Сейчас все легко списывают чужие идеи и выдают их за свои. Это воровство, и такое «творчество» я не признаю. Поэтому очень критично подхожу к оценке себя и других. Для меня важна идея, душа коллекции – ее обычно сразу видно. А талант сам пробьется через цемент непонимания и финансовых затруднений, он себя обязательно проявит!

Мне кажется, чтобы таджикская мода правильно развивалась и стала конкурентоспособной, нужно взаимодействовать с другими странами: приглашать к нам учителей или отправлять студентов на стажировку за рубеж. Таким образом, молодые специалисты смогут изменить свое мировоззрение и получить опыт, который впоследствии внедрят для развития модной индустрии в Таджикистане.

Молодым модельерам важно осваивать новые технологии и идеи, нужно многое знать о современном искусстве, при этом не забывать об историческом наследии. Пока ментальность не будет развита, криво-косо сшитые наряды и дешевые камни будут заменять настоящую моду. На настоящий момент я знаю двух дизайнеров, которые, не покладая рук, работают на славу и имидж государства. Это Хуршед Сатторов и Нафиса Имранова. Я очень горжусь тем, что они продолжаю мою работу.

Мировой кризис 2020 года показал нам, что мир хрупок. И зависеть от стран, которые будут нас обеспечивать одеждой – это ошибка. Нужно воспользоваться ситуацией, шить собственную одежду и развивать этот сегмент рынка. При этом только на производстве таджикских платьев не устоять. Необходимо развиваться, шить современную красивую, удобную и практичную одежду из натуральных тканей.

Тенденции развития моды в Таджикистане, думаю, правильные. Мы творческий народ – это заложено в нас генами. Просто нужно многое сделать, чтобы поддержать искусство и моду в стране. Эти отрасли зависимы от финансов, а развивать их не менее важно, чем другие. Модные показы и пафосные вечера ничего за собой не несут, кроме раздора между дизайнерами. Мне кажется, полезнее делать показы производственных коллекций, которые могли бы привлечь инвесторов и байеров с приличным капиталом в нашу страну. Таджикистан мог бы стать крупным игроком на международном рынке текстиля – это тоже один из путей привлечения капитала и помощи в развитии модной индустрии. Я уверена, если все правильно сделать, то и результата ждать недолго!


Warning: Undefined array key 0 in /var/www/vhosts/u1317851.plsk.regruhosting.ru/time.tj/wp-content/themes/citynews-3/inc/template-functions.php on line 900

Warning: Attempt to read property "cat_ID" on null in /var/www/vhosts/u1317851.plsk.regruhosting.ru/time.tj/wp-content/themes/citynews-3/inc/template-functions.php on line 900

Warning: Undefined array key 0 in /var/www/vhosts/u1317851.plsk.regruhosting.ru/time.tj/wp-content/themes/citynews-3/inc/template-functions.php on line 901

Warning: Attempt to read property "cat_name" on null in /var/www/vhosts/u1317851.plsk.regruhosting.ru/time.tj/wp-content/themes/citynews-3/inc/template-functions.php on line 901

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях